Русский быт

Тематическая экспозиция выставки «Русский быт» знакомит посетителя с «незаметной» стороной истории русского народа – «историей ?повседневности», в которой отражается, как в зеркале, вся культура и жизнь простого народа. Основную часть коллекции составляют предметы крестьянского быта – прялки, рубели, утюги, самовары, кадки, также ручная мельница, сани-поволоки, детская колыбелька и другие экспонаты:

Пасочница – творожная пасха является символом Гроба господня и имеет форму усеченной пирамиды, символизируя гору Голгофу. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает о том, что время кровавых жертв прошло. При изготовлении пасочницы используется древесина лиственных пород (липа, береза, осина).  Чтобы предохранить дощечки от порчи, их пропитывали льняным маслом. Стороны собираются с помощью вырезанных уголков или пазов-шипов. Резьба должна быть открытой, без сложных углублений, чтобы творог легко отходил от формы. Резьба требовала большого мастерства. Особенно кропотливым был процесс выполнения надписи в  зеркальном отражении.  Рисунки соответствовали православной символике – крест с орудиями страстей, голубь, ангел, виноградная лоза.

Валенки – первые изделия из валяной шерсти были найдены на Алтае и датированы IV веком до нашей эры. Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве». Сначала валенная обувь имела швы, а в виде цельного сапога появилась не ранее XIX века. Технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение. В разных местностях их называли по-разному: «чёсанками», «катанками», «пимами». Семья, в которой были валенки, считалась богатой.

Ручная кофемолка – впервые появилась в XV веке (до этого применялись пестик и ступа). Зерна засыпаются между двумя рифлёными металлическими дисками, один из которых жестко закреплен, а другой вращается рукояткой. Самые типичные кофемолки имеют форму коробки с маленьким выдвигающимся ящичком, в который ссыпается размолотый кофе. Более совершенные и объемные модели кофемолок можно прикреплять к стене, у многих есть специальные винты, регулирующие степень помола. Первые фирменные кофемолки стали производить братья Пежо, происходившие из семьи мукомолов.

Лапти – впервые упомянуты в «Повести временных лет», но инструмент для плетения лаптей – костяные кочедыки – археологи находят в неолитических стоянках. Плели лапти из многих пород деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и даже из корней. Лыко выдерживали в горячей воде, чтобы снять кору.  Для местных моделей, плетеных из лыка, характерны косое плетение, высокие борта и округлые мыски. На пару лаптей обдирали три молоденьких липы. Летом лапти снашивались за пять дней, зимой – за десять. Прежде чем обуться, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Стоила пара лаптей в конце XIX века 3-5 копеек, т.е. в 100-150 раз дешевле, чем кожаные сапоги.

Плеть (кнут, пуга, махалка, ременка) – в атрибутике женатого мужчины был символом власти над домочадцами, использовался в пастушеской, дорожной и свадебной магии. Плеть была одним из атрибутов пастуха, который пользовался ею, в числе прочего, для подачи звуковых сигналов. Предметом гордости пастуха являлось его умение производить с помощью кнута оглушительные хлопки, которыми он утром будил хозяек, чтобы те гнали коров в стадо; вечером извещал о возвращении коров в деревню. В пастушеской обрядности плеть сохраняла свое значение символа власти и силы.

Кружка «коронационная» – была изготовлена как сувенир по случаю коронации императора Николая II. В день коронации 30 мая 1896 года были предусмотрены народные гуляния на Ходынском поле. По его периметру были построены временные лавки, бараки и ларьки для раздачи бесплатных сувениров, предполагалась раздача водки, пива и мелких монет с памятной надписью. В пять часов утра толпа, привлеченная подарками, смела полицейское заграждение. В сутолоке были задавлены и получили увечья почти 3 тысячи человек. Данная кружка передана в дар МУКЦ «Усадьба Кривякино» Хусаиновым Б.З.

Решето – емкость для просеивания и процеживания сыпучих и жидких веществ. Они различались по высоте стенок и размеру отверстий в сетчатом дне. Слово сито (а раньше и сето – от «сеть») обозначало небольшой дранчатый или лубяной круг, обтянутый с одной стороны частой волосяной или нитяной сеткой. Оно использовалось не только на кухне, но и в ремесленном деле. Решето в отличие от сита имело больший объем и более редкую сетку. Само название произошло от русского слова «рех», что означает отверстие, дыра.

Ложка – была единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки. Они украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные ритуалы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликает на обед злыдни». Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с другими дарами.

Рукомойник – сосуд, из которого умывались, и сосуд, над которым умывались. Те, что предназначались для чистой воды, в древнерусский период имели два наименования: «умывальница» и «рукомыя». Рукомойник с крышкой иногда называли «наливок».  У крестьян появляется специфический сосуд с ушками или дужкой для подвешивания, с одним или двумя рыльцами для слива воды. Здесь вы видите так называемые «двуносики» из глины и металла. Использованная вода стекала в деревянные лохани. С конца XV века они заменяются в зажиточных домах металлическим тазами.

Туес – берестяной короб цилиндрической формы с крышкой, с теснённым узором. Изготавливали без помощи клея, скрепляя края берестой или нитками. Использовался для хранения продуктов и жидкостей. В бересте продукты дольше сохраняют свои свойства. Крышка и туес соединяются прочно друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Туес брали с собой в поле и в дорогу, на охоту и рыбалку.

Сапожки – кожаные, на шнуровке начала  XX века. Когда с конца 1860-х годов женские юбки укоротились, перестав закрывать щиколотки, приобрели значение чулки и обувь. Модной обувью в начале ХХ века считались лакированные или на шнуровке ботинки со светлым верхом и черными лакированными мысками и каблуками. Мещанки и работницы фабрик носили недорогую обувь кустарного производства, а крестьянки чаще всего – лапти.

Новости

Воскресенская центральная районная библиотека подготовила Календарь знаменательных и памятных дат Воскресенского муниципального района Московской области на 2019 год «Земля Воскресенская». Календарь...
12 августа Воскресенское объединение краеведов при ДК «Химик» им. Н.И.Докторова (председатель объединения Светлана Спартаковна Белоус) организовало автобусную экскурсию в знаменитый...
8 августа губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев приехал в Воскресенск с рабочим визитом. Одним из объектов посещения стал, расположенный...
2 августа 2018 года увидел свет очередной, 94-й, выпуск газеты «Воскресенск литературный» – ежемесячного четырёхстраничного специального приложения Воскресенской районной газеты...
20 июля 2018 года в Воскресенске в малом зале Дворца культуры «Химик» им. Н.И. Докторова прошёл вечер памяти писателей Константина...