Русский быт

Тематическая экспозиция выставки «Русский быт» знакомит посетителя с «незаметной» стороной истории русского народа – «историей ?повседневности», в которой отражается, как в зеркале, вся культура и жизнь простого народа. Основную часть коллекции составляют предметы крестьянского быта – прялки, рубели, утюги, самовары, кадки, также ручная мельница, сани-поволоки, детская колыбелька и другие экспонаты:

Пасочница – творожная пасха является символом Гроба господня и имеет форму усеченной пирамиды, символизируя гору Голгофу. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает о том, что время кровавых жертв прошло. При изготовлении пасочницы используется древесина лиственных пород (липа, береза, осина).  Чтобы предохранить дощечки от порчи, их пропитывали льняным маслом. Стороны собираются с помощью вырезанных уголков или пазов-шипов. Резьба должна быть открытой, без сложных углублений, чтобы творог легко отходил от формы. Резьба требовала большого мастерства. Особенно кропотливым был процесс выполнения надписи в  зеркальном отражении.  Рисунки соответствовали православной символике – крест с орудиями страстей, голубь, ангел, виноградная лоза.

Валенки – первые изделия из валяной шерсти были найдены на Алтае и датированы IV веком до нашей эры. Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве». Сначала валенная обувь имела швы, а в виде цельного сапога появилась не ранее XIX века. Технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение. В разных местностях их называли по-разному: «чёсанками», «катанками», «пимами». Семья, в которой были валенки, считалась богатой.

Ручная кофемолка – впервые появилась в XV веке (до этого применялись пестик и ступа). Зерна засыпаются между двумя рифлёными металлическими дисками, один из которых жестко закреплен, а другой вращается рукояткой. Самые типичные кофемолки имеют форму коробки с маленьким выдвигающимся ящичком, в который ссыпается размолотый кофе. Более совершенные и объемные модели кофемолок можно прикреплять к стене, у многих есть специальные винты, регулирующие степень помола. Первые фирменные кофемолки стали производить братья Пежо, происходившие из семьи мукомолов.

Лапти – впервые упомянуты в «Повести временных лет», но инструмент для плетения лаптей – костяные кочедыки – археологи находят в неолитических стоянках. Плели лапти из многих пород деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и даже из корней. Лыко выдерживали в горячей воде, чтобы снять кору.  Для местных моделей, плетеных из лыка, характерны косое плетение, высокие борта и округлые мыски. На пару лаптей обдирали три молоденьких липы. Летом лапти снашивались за пять дней, зимой – за десять. Прежде чем обуться, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Стоила пара лаптей в конце XIX века 3-5 копеек, т.е. в 100-150 раз дешевле, чем кожаные сапоги.

Плеть (кнут, пуга, махалка, ременка) – в атрибутике женатого мужчины был символом власти над домочадцами, использовался в пастушеской, дорожной и свадебной магии. Плеть была одним из атрибутов пастуха, который пользовался ею, в числе прочего, для подачи звуковых сигналов. Предметом гордости пастуха являлось его умение производить с помощью кнута оглушительные хлопки, которыми он утром будил хозяек, чтобы те гнали коров в стадо; вечером извещал о возвращении коров в деревню. В пастушеской обрядности плеть сохраняла свое значение символа власти и силы.

Кружка «коронационная» – была изготовлена как сувенир по случаю коронации императора Николая II. В день коронации 30 мая 1896 года были предусмотрены народные гуляния на Ходынском поле. По его периметру были построены временные лавки, бараки и ларьки для раздачи бесплатных сувениров, предполагалась раздача водки, пива и мелких монет с памятной надписью. В пять часов утра толпа, привлеченная подарками, смела полицейское заграждение. В сутолоке были задавлены и получили увечья почти 3 тысячи человек. Данная кружка передана в дар МУКЦ «Усадьба Кривякино» Хусаиновым Б.З.

Решето – емкость для просеивания и процеживания сыпучих и жидких веществ. Они различались по высоте стенок и размеру отверстий в сетчатом дне. Слово сито (а раньше и сето – от «сеть») обозначало небольшой дранчатый или лубяной круг, обтянутый с одной стороны частой волосяной или нитяной сеткой. Оно использовалось не только на кухне, но и в ремесленном деле. Решето в отличие от сита имело больший объем и более редкую сетку. Само название произошло от русского слова «рех», что означает отверстие, дыра.

Ложка – была единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки. Они украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные ритуалы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликает на обед злыдни». Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с другими дарами.

Рукомойник – сосуд, из которого умывались, и сосуд, над которым умывались. Те, что предназначались для чистой воды, в древнерусский период имели два наименования: «умывальница» и «рукомыя». Рукомойник с крышкой иногда называли «наливок».  У крестьян появляется специфический сосуд с ушками или дужкой для подвешивания, с одним или двумя рыльцами для слива воды. Здесь вы видите так называемые «двуносики» из глины и металла. Использованная вода стекала в деревянные лохани. С конца XV века они заменяются в зажиточных домах металлическим тазами.

Туес – берестяной короб цилиндрической формы с крышкой, с теснённым узором. Изготавливали без помощи клея, скрепляя края берестой или нитками. Использовался для хранения продуктов и жидкостей. В бересте продукты дольше сохраняют свои свойства. Крышка и туес соединяются прочно друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Туес брали с собой в поле и в дорогу, на охоту и рыбалку.

Сапожки – кожаные, на шнуровке начала  XX века. Когда с конца 1860-х годов женские юбки укоротились, перестав закрывать щиколотки, приобрели значение чулки и обувь. Модной обувью в начале ХХ века считались лакированные или на шнуровке ботинки со светлым верхом и черными лакированными мысками и каблуками. Мещанки и работницы фабрик носили недорогую обувь кустарного производства, а крестьянки чаще всего – лапти.

Новости

В Международный день культуры, 15 апреля, в МУ «КЦ «Усадьба Кривякино» состоялось открытие выставки фотографа Юрия Фокина «Птицы нашего края»,...
8 апреля в Культурном центре «Усадьба Кривякино» прошло традиционное ежемесячное собрание Воскресенского литературного объединения «Радуга» им. И.И. Лажечникова. Руководитель литобъединения Леонид...
11 апреля в МУ «КЦ «Усадьба Кривякино» прошел литературно-поэтический конкурс чтецов произведений русских и советских классиков «Дыхание весны» среди детей,...
8 апреля вышел очередной, 80-й, выпуск газеты «Воскресенск литературный» – четырёхстраничного ежемесячного специального приложения Воскресенской районной газеты «Наше слово» (тираж...
В читальном зале Воскресенской центральной районной библиотеки в рамках «Литературно- музыкальной гостиной» состоялась презентация первого поэтического сборника «Смелая» нашей землячки...